Плотникова Наталья Валериевна, воспитатель МАДОУ №5 «Теремок» г.Ковдор

Программа кружок«Золотое сердечко»

Пояснительная записка

Данная программа решает задачи военно-патриотического воспитания. Она способствует формированию у школьника гражданской позиции: воспитанию любви к Отчизне, своей малой родине, семье. Её создание вызвано актуальностью и востребованностью в обществе идей патриотизма. В то же время, практически отсутствуют работы, методически и технологически обеспечивающие деятельность учителя в этом направлении, начиная с первого класса. Новизна программы состоит в том, что занятия проводятся на основе социокультурных технологий, которые отражают современные достижения в области психологии и психофизиологии младших школьников. Представленная программа закладывает основы формирования учебной деятельности – систему познавательных и учебных мотивов, умений понимать и реализовывать учебные цели, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Она помогает развивать у детей способность и готовность к сотрудничеству в учебной деятельности с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющие отношения личности с обществом и окружающими людьми. Реализация данной программы помогает воспитывать растущего человека как нравственно ориентированную, а, значит, патриотичную личность.

Содержание курса

Предлагаемое методическое пособие предназначено для учителей начальных классов, осуществляющих внеурочную деятельность в 1 классе. За основу взята программа, разработанная И.Ю.Кузьминым и Е.Ю.Давыдовым, Азбука Истоков.

Содержание программы кружка «Золотое сердечко» ориентировано на формирование духовного-нравственного стержня учащихся, а также управленческих и коммуникационных навыков. Представленные темы занятий знакомят первоклассников с понятиями, связанными с патриотизмом, помогают осмыслить человеческие ценности, формируют потребность быть полезным семье и обществу.

Характерными особенностями данного курса в связи с внедрением в учебный процесс стандартов второго поколения являются:

Практико-ориентированная направленность содержания обучения; Применение знаний, полученных при изучении других образовательных областей (литературное чтение, окружающий мир, русский язык); Применение полученного опыта практической деятельности в быту и общественной жизни.

Курс рассчитан на 34 часа и состоит из трёх разделов: «Слово», «Образ», «Книга».

Первый раздел - «Слово» 9 часов. Второй раздел - «Образ» 9 часов. Третий раздел - «Книга» 16 часов

В первом разделе «Слово» идёт работа над произведениями разных литературных жанров: сказкой, стихотворением, рассказом, святочным рассказом, легендой. Дети выясняют основной смысл прочитанного, раскрывают более точно социокультурные категории (слово, семья, образ, светлый образ, книга, живое слово книги, мир книг и т.д.) и нравственные понятия (родительская любовь, любовь к Родине, послушание, благодарение и т.д.). Ученики знакомятся с особенностями русского фольклора: загадками, закличками, пословицами. Особое внимание уделяется толкованию новых слов и введению их в активный запас разговорной речи школьников (это работа с толковыми словарями С.И.Ожегова и В.И.Даля)

В разделе «Образ» дети знакомятся с историческими личностями: Дмитрием Пожарским, Сергием Радонежским, с жизнью и бытом людей, с государственной символикой России, праздниками, православными традициями.

Третий раздел - «Книга» позволяет показать ребёнку связь Слова и Образа. Книга становится для ребёнка живой, любимой, требующей к себе бережного отношения. Работа с книгой способствует выработке умения пользоваться оглавлением, краткой аннотацией в начале книги, при этом закрепляется навык осознанного чтения, расширяется читательский кругозор.

На занятиях дети много рисуют, вырезают, изготавливают подарки своим родным, учатся красиво их оформлять.

Главными целями курса являются:

Освоение новых социокультурных категорий: Слово, Образ, Книга; Развитие целостного восприятия: способности слышать Слово, видеть Образ, чувствовать окружающий мир; Формирование способности передавать Слово, Образ, синтез Слова и Образа, наполняя это чувственным сопереживанием, через создание первой авторской Книги.

В процессе обучения реализуются следующие учебно-воспитательные задачи:

Сохранять и поддерживать индивидуальность ребёнка на основе учёта его жизненного опыта; Последовательно формировать у школьников универсальные учебные действия, основанные на способности ребёнка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки, проводить обобщение; Изучение школьниками взаимосвязи человека и общества (на уровне ознакомления), получение знаний об объектах, явлениях, традициях своего Отечества с целью дальнейшего их применения на основных предметах в начальной школе; Воспитывать у школьников бережное отношение к труду, традициям, культуре своего народа, формировать навыки нравственного поведения в быту, обществе; Охрана психического и физического здоровья.

Учебно-тематический план занятий кружка «Золотое сердечко»

Тема

Активные формы обучения
Формы работы

Страничка первой книги

 

 

Тема "Слово" - 9ч. 

 

1

Здравствуй, школа!

Ресурсный круг 
"Чему я хочу научиться в школе"

Здравствуй, школа!

2

Золотое сердечко «Истоковская школа»

Активное занятие (работа в паре) "Вырастим колосок"

3

Доброе слово

Ресурсный круг 
"Какие слова хочется говорить своим близким?»

Милая мамочка.

4

Слово о родителях

Активное занятие (работа в паре) "Родители"

Мой папа.

5

Мои бабушка и дедушка

Ресурсный круг 
"Что ты чувствуешь в гостях у бабушки и дедушки?»

Семейный праздник.

6

Сказочное слово

Ресурсный круг "Чему учат сказки?"

СказкиА.С.Пушкина.

7

Святое слово
«Праздник Покрова»

Экскурсия в музей.
Ресурсный круг (с родителями) 
"Почему люди хранят святое слово?»

8

Честное слово.

Активное занятие (работа в паре) "Настоящий друг"

Радуга дружбы.

9

Слово чести.
День единства и согласия.

Ресурсный круг "Каким должен быть защитник Родины»

 

 Тема "Образ" – 9 часов.

1

Образ малой родины.

Активное занятие (работа в паре) "Цвета Родины"

Мой любимый уголок города.

2

Родник.

Ресурсный круг 
"Почему родники должны быть чистыми?»

3

Святой источник.

Экскурсия к часовне.
Ресурсный круг (с родителями)
«Как сохранить родники?»

4

Первый образ.

Активное занятие (работа в паре) "Первообраз"

5

Образ света.

Активное занятие (работа в паре) "Светлый человек"

6

Образ праздничного настроения

Ресурсный круг 
"Как можно порадовать окружающих?» 
Практическое занятие Изготовление подарочных сувениров.

7

Образ Рождества.

Ресурсный круг 
"Пожелания людям всей земли"
Практическое занятие Изготовление праздничной открытки.

Рождественская открытка

8

Образ Ангела. Святочные рассказы.

Ресурсный круг 
"Чему учат святочные рассказы"

Святочный рассказ

9

Светлый путь.

Активное занятие (работа в паре) "Счастливый человек"

 

 Тема "Книга" - 16 часов

1

Книга

Ресурсный круг 
"Книга"

2

Создание книг

Активное занятие (работа в паре) "Создадим книгу"

 Обложка книги

3

 В царстве книг

Экскурсия в библиотеку Ресурсный круг (с родителями)
"О чём думают книги?"

 Царство книг.

4

Любимая книга

Ресурсный круг 
"Почему привлекла меня эта книга?"

Герои любимых книг

5

Русские народные сказки

Активное занятие (работа в паре) "Герои сказок"

 Любимый сказочный герой.

5

Первая книга

Ресурсный круг 
"Чем запомнилась первая книга" Активное занятие (работа в паре) "Сказка"

7

Сочиним сказку

Практическое занятие 
В микрогруппах дети сочиняют сказку по алгоритму.

 Иллюстрация к сказке.

8

Покажем сказку.

Коллективное творческое дело Постановка сказок (с родителями)

9

Покажем сказку.

Коллективное творческое дело Постановка сказок (с родителями)

10

Светлое Христово Воскресение

Активное занятие (работа в паре) "Обычаи празднования Пасхи»

11

Изготовление пасхальных сувениров

Практическое занятие "Пасхальный сувенир"

12

Книга книг - Библия

Активное занятие (работа в паре) "Какие Святые слова, образы, светлые мысли и чувства вы смогли бы записать?»

Мои светлые мысли и чувства.

13

Мир книг

Ресурсный круг 
"Почему книга навсегда останется вечной ценностью человека?»

14

"Скорая помощь"

Практическое занятие (работа в микрогруппах). Ремонт книг.

15

Моя первая книга добра

Практическое занятие 
(работа в микрогруппах). 
Презентация своей Книги

16

Золотое сердечко

Ресурсный круг (с родителями) 
"Чему я научился на кружке «Золотое сердечко?"

 

Всего за год – 34 часа.

Формы организации деятельности

Кружок проводится с частью класса или целым классом при небольшом количестве обучающихся. Занятия проходят 1 раз в неделю и включают в себя систему активных занятий: ресурсный круг (учащиеся), ресурсный круг (учащиеся и родители), работа в парах (учащиеся), работа в микрогруппах (учащиеся и родители), работа с учебником «Азбука Истоков», беседы, экскурсии в социуме, выполнение практических творческих заданий, коллективные творческие дела.

Планируемые результаты

Реализация курса нацелена на получение следующих социокультурных результатов:

I полугодие

  1. Развитие совместного ресурса успеха детей и родителей;
  2. Приобретение навыка взаимодействия в парах с постоянным лидером;

II полугодие

  1. Выход на осмысление единых духовных ценностей детей и родителей, семьи и школы;
  2. Совершенствование навыка взаимодействия в микрогруппах, выход на единый контекст в классе;
  3. Закрепление социокультурного опыта в создаваемой детьми Книге.

Диагностический аппарат

Анкета для детей «Значимые ценности»

Цель: изучение структуры ценностной сферы детей.

Детям выдаются листки бумаги. На доске записаны следующие понятия: Родина, друзья, семья, деньги, учёба, хобби.

Задание: распределите понятия в порядке их значимости для вас. Выберите и запишите слово, которое вам важнее остальных. Теперь выберите из оставшихся самое важное для вас, запишите его и так далее.

Прогнозируемые результаты: в конце года у 50% учеников, первые места должны занимать – семья, Родина.

Методика «Бусы» (сентябрь)

Цель: определение уровня развития коммуникативных навыков.

Работа проходит в парах. Каждой паре выдаётся лист с нарисованными бусами. На каждой нити по 10 нераскрашенных бусинок. У каждого ребёнка по 3 цветных карандаша - у 1 варианта - синий, красный, жёлтый, у 2 варианта – зелёный, красный, жёлтый.

Задание: раскрасьте бусинки в следующем порядке – красная, синяя, жёлтая, зелёная.

Дети начинают выполнять задание, но сталкиваются с проблемой – кому раскрашивать, как быть с недостающим цветом. Они должны найти выход из этой ситуации, договориться, как будут выполнять работу.

Прогнозируемые результаты: количество пар, справившихся с заданием может составлять 15%, так как дети только пришли в школу и не успели познакомиться.

Методика «Варежки» (май)

Цель: определение уровня развития коммуникативных навыков.

Работа выполняется в парах.

Каждому ученику выдаётся шаблон варежки из белой бумаги. У детей должны быть цветные карандаши.

Задание: договоритесь и раскрасьте варежки так, чтобы они получились одинаковыми.

Прогнозируемые результаты: с заданием должны справиться не менее 50% пар.

Методика «Дневник эмоционального настроения»

Цель: определение уровня эмоционального настроения детей во время проведения занятий кружка.

В начале и в конце занятия дети закрашивают «смайлики» определённым цветом, соответствующим их настроению.

Красный – очень радостное; Оранжевый – радостное; Белый – спокойное; Синий – я беспокоюсь; Чёрный – грустное Зелёный – безразличное.

В конце каждой четверти составляется диаграмма по средним показателям класса.

Прогнозируемые результаты: должен быть рост количества школьников, выбравших категории «радостное», «очень радостное», «спокойное» при уменьшении количества выбравших «я беспокоюсь», «грустное», «безразличное».

Литература

  1. Иванищева Е.В. Интегрированный потенциал истоковедения. Череповец, 2004.
  2. Иванова Н.В. Возможные приёмы организации сотрудничества младших школьников с учителем и родителями во внеучебной деятельности. // Начальная школа №3, 2006.
  3. Кузьмин И.А. Истоковедение 1. – М.:Технологическая школа бизнеса, 2001.
  4. Кузьмин И.А. Истоковедение 5. – М.:Технологическая школа бизнеса, 2005.
  5. Стандарты второго поколения: Примерные программы внеурочной деятельности / под редакцией В.А.Горского – М.:Просвещение, 2010.
  6. Фридман Л.М. и другие. Изучение личности учащегося и ученического коллектива. /Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. – М.: Просвещение, 1988.
  7. Шкуричева Н.А. Зачем первоклассникам нужна парная работа на уроке в адаптационный период.// Начальная школа №10, 2006.
11 марта 2021 в 21:35

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.