Плотникова Наталья Валериевна, воспитатель МАДОУ №5 «Теремок» г.Ковдор
Программа кружок«Золотое сердечко»Пояснительная записка Данная программа решает задачи военно-патриотического воспитания. Она способствует формированию у школьника гражданской позиции: воспитанию любви к Отчизне, своей малой родине, семье. Её создание вызвано актуальностью и востребованностью в обществе идей патриотизма. В то же время, практически отсутствуют работы, методически и технологически обеспечивающие деятельность учителя в этом направлении, начиная с первого класса. Новизна программы состоит в том, что занятия проводятся на основе социокультурных технологий, которые отражают современные достижения в области психологии и психофизиологии младших школьников. Представленная программа закладывает основы формирования учебной деятельности – систему познавательных и учебных мотивов, умений понимать и реализовывать учебные цели, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Она помогает развивать у детей способность и готовность к сотрудничеству в учебной деятельности с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющие отношения личности с обществом и окружающими людьми. Реализация данной программы помогает воспитывать растущего человека как нравственно ориентированную, а, значит, патриотичную личность. Содержание курса Предлагаемое методическое пособие предназначено для учителей начальных классов, осуществляющих внеурочную деятельность в 1 классе. За основу взята программа, разработанная И.Ю.Кузьминым и Е.Ю.Давыдовым, Азбука Истоков. Содержание программы кружка «Золотое сердечко» ориентировано на формирование духовного-нравственного стержня учащихся, а также управленческих и коммуникационных навыков. Представленные темы занятий знакомят первоклассников с понятиями, связанными с патриотизмом, помогают осмыслить человеческие ценности, формируют потребность быть полезным семье и обществу. Характерными особенностями данного курса в связи с внедрением в учебный процесс стандартов второго поколения являются: Практико-ориентированная направленность содержания обучения; Применение знаний, полученных при изучении других образовательных областей (литературное чтение, окружающий мир, русский язык); Применение полученного опыта практической деятельности в быту и общественной жизни.Курс рассчитан на 34 часа и состоит из трёх разделов: «Слово», «Образ», «Книга». Первый раздел - «Слово» 9 часов. Второй раздел - «Образ» 9 часов. Третий раздел - «Книга» 16 часовВ первом разделе «Слово» идёт работа над произведениями разных литературных жанров: сказкой, стихотворением, рассказом, святочным рассказом, легендой. Дети выясняют основной смысл прочитанного, раскрывают более точно социокультурные категории (слово, семья, образ, светлый образ, книга, живое слово книги, мир книг и т.д.) и нравственные понятия (родительская любовь, любовь к Родине, послушание, благодарение и т.д.). Ученики знакомятся с особенностями русского фольклора: загадками, закличками, пословицами. Особое внимание уделяется толкованию новых слов и введению их в активный запас разговорной речи школьников (это работа с толковыми словарями С.И.Ожегова и В.И.Даля) В разделе «Образ» дети знакомятся с историческими личностями: Дмитрием Пожарским, Сергием Радонежским, с жизнью и бытом людей, с государственной символикой России, праздниками, православными традициями. Третий раздел - «Книга» позволяет показать ребёнку связь Слова и Образа. Книга становится для ребёнка живой, любимой, требующей к себе бережного отношения. Работа с книгой способствует выработке умения пользоваться оглавлением, краткой аннотацией в начале книги, при этом закрепляется навык осознанного чтения, расширяется читательский кругозор. На занятиях дети много рисуют, вырезают, изготавливают подарки своим родным, учатся красиво их оформлять. Главными целями курса являются: Освоение новых социокультурных категорий: Слово, Образ, Книга; Развитие целостного восприятия: способности слышать Слово, видеть Образ, чувствовать окружающий мир; Формирование способности передавать Слово, Образ, синтез Слова и Образа, наполняя это чувственным сопереживанием, через создание первой авторской Книги.В процессе обучения реализуются следующие учебно-воспитательные задачи: Сохранять и поддерживать индивидуальность ребёнка на основе учёта его жизненного опыта; Последовательно формировать у школьников универсальные учебные действия, основанные на способности ребёнка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки, проводить обобщение; Изучение школьниками взаимосвязи человека и общества (на уровне ознакомления), получение знаний об объектах, явлениях, традициях своего Отечества с целью дальнейшего их применения на основных предметах в начальной школе; Воспитывать у школьников бережное отношение к труду, традициям, культуре своего народа, формировать навыки нравственного поведения в быту, обществе; Охрана психического и физического здоровья.Учебно-тематический план занятий кружка «Золотое сердечко»
Формы организации деятельности Кружок проводится с частью класса или целым классом при небольшом количестве обучающихся. Занятия проходят 1 раз в неделю и включают в себя систему активных занятий: ресурсный круг (учащиеся), ресурсный круг (учащиеся и родители), работа в парах (учащиеся), работа в микрогруппах (учащиеся и родители), работа с учебником «Азбука Истоков», беседы, экскурсии в социуме, выполнение практических творческих заданий, коллективные творческие дела. Планируемые результаты Реализация курса нацелена на получение следующих социокультурных результатов: I полугодие
II полугодие
Диагностический аппарат Анкета для детей «Значимые ценности» Цель: изучение структуры ценностной сферы детей. Детям выдаются листки бумаги. На доске записаны следующие понятия: Родина, друзья, семья, деньги, учёба, хобби. Задание: распределите понятия в порядке их значимости для вас. Выберите и запишите слово, которое вам важнее остальных. Теперь выберите из оставшихся самое важное для вас, запишите его и так далее. Прогнозируемые результаты: в конце года у 50% учеников, первые места должны занимать – семья, Родина. Методика «Бусы» (сентябрь) Цель: определение уровня развития коммуникативных навыков. Работа проходит в парах. Каждой паре выдаётся лист с нарисованными бусами. На каждой нити по 10 нераскрашенных бусинок. У каждого ребёнка по 3 цветных карандаша - у 1 варианта - синий, красный, жёлтый, у 2 варианта – зелёный, красный, жёлтый. Задание: раскрасьте бусинки в следующем порядке – красная, синяя, жёлтая, зелёная. Дети начинают выполнять задание, но сталкиваются с проблемой – кому раскрашивать, как быть с недостающим цветом. Они должны найти выход из этой ситуации, договориться, как будут выполнять работу. Прогнозируемые результаты: количество пар, справившихся с заданием может составлять 15%, так как дети только пришли в школу и не успели познакомиться. Методика «Варежки» (май) Цель: определение уровня развития коммуникативных навыков. Работа выполняется в парах. Каждому ученику выдаётся шаблон варежки из белой бумаги. У детей должны быть цветные карандаши. Задание: договоритесь и раскрасьте варежки так, чтобы они получились одинаковыми. Прогнозируемые результаты: с заданием должны справиться не менее 50% пар. Методика «Дневник эмоционального настроения» Цель: определение уровня эмоционального настроения детей во время проведения занятий кружка. В начале и в конце занятия дети закрашивают «смайлики» определённым цветом, соответствующим их настроению. Красный – очень радостное; Оранжевый – радостное; Белый – спокойное; Синий – я беспокоюсь; Чёрный – грустное Зелёный – безразличное.В конце каждой четверти составляется диаграмма по средним показателям класса. Прогнозируемые результаты: должен быть рост количества школьников, выбравших категории «радостное», «очень радостное», «спокойное» при уменьшении количества выбравших «я беспокоюсь», «грустное», «безразличное». Литература
11 марта 2021 в 21:35
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.